Оказание логопедической помощи воспитанникам детского сада

На логопедические занятия отбираются дети подготовительных групп, имеющие фонетические или фонетико-фонематические нарушения речи.

Занятия логопеда с такими детьми проходят 2 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда.

Количество детей для оказания логопедической помощи ограничено – 12 человек на учебный год.

В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста (подготовительные группы). Выпуск детей после оказания логопедической помощи с чистой речью осуществляется в течение всего учебного года и на их место зачисляются дети с дефектами речи, стоящие в очереди (это дети из подготовительных и старших групп)

Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, имеющие заключение ПМПК, должны быть направлены в специальные дошкольные учреждения.

В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

Задачей работы логопеда в ДОУ является комплексная логопедическая помощь, которая   предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.

Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия, лексико-грамматического строя и связной речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и подгруппами из 2 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.

По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних

варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:

1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;

2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.

И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная тетрадь, в которой записывается весь отработанный на логопедических занятиях речевой материал и рекомендации родителям. Тетрадь взаимосвязи логопеда и родителей приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, родителей и воспитателей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу!

Речевое развитие ребенка на пятом году
Словарь
      К пяти годам запас слов увеличивается до 2500— 3000. В активном
словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют
широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом
накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования
их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и
звуков. Эти явления могут быть только в некоторых трудных
малознакомых словах (экскаватор). Воспитатель вместе с введением в
активный словарь детей новых слов углубляет понимание смысла
употребляемых, учит пользоваться словами, выражающими различные
смысловые оттенки. 

Грамматический строй

      У детей пяти-шести лет увеличивается, не только словарь, но и фраза.
Дети употребляют слова в различных грамматических формах,
выражают свои мысли в основном простыми распространенными
предложениями; в их предложениях нередко имена существительные
заменяются местоимениями.

Звукопроизношеиие

      В возрасте пяти-шести лет ребенок способен замечать особенности
произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи.
Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.
Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения звуков:
1)не всегда шипящие произносятся четко;
2) р заменяется л или и;
3) л заменяется л’;
4) характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.
Обычно в возрасте пяти-шести лет дети уже правильно произносят
свистящие (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), звонкие (в, б, г, д) и глухие (ф, п.
к, т) звуки, но в речи они их еще могут смешивать, т. е. вместо одного
звука употребляют другой («у Маши сарф»)

Десять «почему» детям необходимо читать книжки 

Десять почему

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2.Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

  1. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  2. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  3. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  4. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7.Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

  1. Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9.Книги придают силы и вдохновение.  Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

  1. Чтение – самое доступное и полезное для  интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.  Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ: БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ  НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ, КОГДА ОН ЕЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛУШАТЕЛЕМ!!!!!

Источник: http://ostrouxova-t-a.68klspb.caduk.ru/p7aa1.html